К Глуховскому относятся по разному. Одни считают его знаковой фигурой российского интернет-сообщества вообще и любителей пост-апокалипсиса в частности. Другие — выскочкой, кое-как написавшим одну книгу, а теперь лишь стригущего бабки с непритязательной публики. Для кого-то франшиза «Метро» это прорыв в отечественной фантастике. А некоторым интересны и другие книги писателя.
Тем не менее, сам Дмитрий относится к своему успеху достаточно просто. Он просто рад, что написанная им на досуге книга и её продолжения многим пришлись по душе. Точно так же, как и рад тёплому приёму сделанных по его лицензии игр. Тем более, что по его собственному признанию, экшен не самая сильная сторона в его книгах. И игры в определённом смысле дополняют Вселенную Метро именно боевыми эпизодами.
"У меня в книгах больше про интроспекцию, самокопание, внутренние монологи, размышления об отношении людей в обществе, отношение человека и власти — объяснял Дмитрий Глуховской на Игромире, где он представлял новую игру «Метро: Исход». — А играм удалось стать пусть и небольшими, но атмосферными блокбастерами. И там тоже есть, конечно, и эмоции, сентиментальность. И несмотря на то, что у команд разработчиков были ограниченные ресурсы, проекты получились достаточно заметными. И даже завоевали, несмотря на тематику, совершенно удивительные аудитории — американских игроков, немецких, японских. Которым, казалось бы, не должно быть никакого дела до всего этого."
Немало удивила Глуховского и популярность косплея по «Метро». Видеть, как посетители спешат фотографируются с сумрачными чуваками в противогазах, а не с девушками в (броне)бикини с фантастическими крыльями и мечами, стало для него сюрпризом.
Книги по «Вселенной Метро» переведены уже на 36 языков, но для Дмитрия по-прежнему главной остаётся связь серии именно с российской аудиторией. «Книга про нас» — так к ней относится и сам Дмитрий и команда разработчиков игры — на первом месте для них стоят аутентичность и общие для пост-советского человека идеи. Жизненность и правдивость в раскрытии персонажей и их окружения создают «костяк» для сюжета игры.
Так что перерывы в 6-7 лет между книгами (именно столько прошло между Метро 2033, 34 и 35) — это нормально. Только за такое время идеи успевают «дозреть» и серия не превратится в конвеер. Дмитрий всячески против такого подхода и говорит, что пишет новую книгу, только когда ему есть сказать что-то новое — мысли, которых не было в его предыдущих книгах, взгляды и жизненная позиция, сменившиеся за те самые 6-7 лет.
Он глубоко убеждён, что только будучи честным с самим собой и с читателем можно написать что-то, что будет пользоваться популярностью. Никакая реклама и хайп не заменят «сарафанного радио», когда люди рассказывают друг другу о глубоко тронувшем их произведении. И полученное таким образом доверие нельзя обманывать. Дата релиза «Метро: Исход» не раз сдвигалась именно потому что никто не хотел выпускать игру недоработанной и сырой.
Дмитрий сам подчёркивает, насколько новая игра отличается от предыдущей. И в смысле геймплея (элементы открытого мира) и в смысле сеттинга (самого-то метро в игре почти нет). Это был вызов для и разработчиков и для него самого — пришлось выйти из «зоны комфорта» и работать над собой. Но именно поэтому «Метро: Исход» можно заслуженно назвать произведением, а не «продуктом» — эпитетом, который Глуховской сильно недолюбливает.
В новой игре, работая над сценарием, Дмитрий поднял новые для него темы и совершенно по-другому расставил акценты на персонажах. Это были несколько лет интенсивной работы, с постоянной перепиской и частыми спорами о том, как должны развиваться события и как их показывать. И Глуховской и команда разработчиков всеми силами старались сделать персонажей не просто NPC, а чтобы игрок воспринимал их как настоящих людей с мечтами, страхами, собственными взглядами на жизнь. И, разумеется, видение не всегда совпадало. Для каждого была придумана уникальная история, раскрывающая его характер, хотя иногда она и ограничена парой фраз или абзацем текста.
То же касается и мест, где побывают герои игры. Разработчики постарались сделать их как можно более впечатляющими.
После просмотра ролика перешли к вопросам из зала.Первым был вопрос о коллекционных изданиях игры.
Дмитрий ответил, что он этим не занимается. Что именно положить в коробку решает издатель.
Второй вопрос был относительно карьеры самого Глуховского. Чем бы он занимался, если бы не успех Метро 2033?
Оказывается, Дмитрий три года проработал до этого журналистом. Немало поездил по миру, побывал на Северном Полюсе, в Чернобыле, на Байконуре и ещё много где. И эта жизнь репортёра приносила ему огромное удовольствие. В принципе, он был бы отнюдь не против совмещать журнализм с писательством. И если бы не успех Вселенной Метро, которая стала требовать много внимания (в том числе и для работы над играми), профессия репортёра могла бы оставаться для него основной.
Третий вопрос был о том, играл ли Дмитрий в игры серии Метро сам. И насколько третья игра отличается от первых двух.
Он ответил, что играл в обе предыдущие части, но не одной ни прошёл — они для него слишком «сложными и страшными» оказались. В «Исход» он играл только небольшими порциями, когда ему давали потестить демо. И ему очень понравилось, как реализованы в игре элементы открытого мира и RPG. Вообще-то Дмитрий с самого начала хотел чтобы в играх по Метро была прокачка, но только в третьей части улучшение оружия и снаряжения достигли такого уровня, что игру можно причислить к жанру RPG.
Однако ещё с самой первой части разработчики (и Дмитрий всячески за это ратовал) старались привнести в игру элементы интерактивности в смысле морального выбора. Стандартная практика для шутеров «стреляй во всё, что движется» в Метро была сделана приводящей к плохим последствиям. Игроку приходилось думать об этике, морали и даже политике, чтобы сделать выбор с более положительными результатами. Хотя учитывая маленький размер команды и бюджет, неудивительно что реализация идеи была рудиментарной.
Следующий вопрос был о том, почему «чёрные» мутанты, которые были центром повествования в первой книге, в последующих были практически забыты. И теперь основной сюжет был о противостоянии различных группировок в Метро.
Глуховский объяснил это своим ростом как писателя. Идеи мутантов ему стали просто неинтересны. Загадочность, исследование заброшенных пространств, таинственный город, где неизвестно что происходит за углом и даже у тебя за спиной — всё это волновало и интриговало Дмитрия в молодости.
Однако позднее Дмитрия стали больше интересовать вопросы пропаганды, манипуляция общественным мнением — темы так близкие к его журналистскому прошлому. И это он перенёс в свои книги. Метро 2035 по-сути стала антиутопией, оставив от первой книги лишь элементы сеттинга. На смену загадочности пришла атмосфера строительства нового мира на обломках Империи — этакая метафора сегодняшнего общества, когда многие хотят «обратно в СССР».
Почему хотят? Действительно ли хотят? Верим ли мы тому, что говорят по телевизору? Почему верим, даже тому что очевидное враньё? Обо всех этих вопросах Дмитрий решил порассуждать в новой книге вместе с читателями. И в результате для фантастики (ну кроме самого факта, что люди вынуждены жить под землёй) места в общем и не осталось.
Насколько «каноничны» предыдущие книги и игры по отношению к «Метро: Исход»? И насколько каноничен сам «Исход» относительно будущих книг?
На вопрос о каноничности Глуховский ответил однозначно — канонично всё. И игры и книги. Сюжет «Исхода» — прямое продолжение «Метро 2035». Именно в книге объясняется, почему герои отправились на «паровозе» и как сформировались отношения персонажей игры. Например, отношения Артёма с его женой Аней (впервые появившейся в игре Last Light) и его тестем Мельником. Чтобы узнать о том, почему Мельник разочарован Артёмом, как тестем, надо будет прочитать «Метро 2035», где и разворачивается семейная драма. Плюс, конечно, общий сюжет о «спасении мира».
Дмитрий признаёт, что в играх и книгах есть расхождения. Но относиться к ним предлагает как к расхождениям в человеческом восприятии. Очевидно, что если история «Метро 2033» или события Metro: Last Light были показаны от лица Артёма, то многое он мог запомнить не так, как запомнили это другие персонажи. И даже его собственные впечатления могли измениться со временем.
Что касается будущего, то на данный момент Глуховский продолжать «Вселенную Метро» не планирует. Но планирует новую серию. Причём даже не совсем книг, а скорее «аудио-сериал» с десятком 50-ти минутных эпизодов, под названием «Пост».
Это тоже постапокалиптическая вселенная, где Россия распалась на «княжества». И несколько из них как на шампур насажены на Транс-Сибирскую Магистраль. Транссиб связывает эти мини-государства, но в то же время требует особого контроля за всеми кто пересекает границу по этой транспортной артерии. И один из пограничных постов, собственно, и является местом действия.
Издаваться «Пост» будет в электронном виде, эксклюзивно на
Несколько вопросов в одном: Правда ли что в первоначальном варианте «Метро 2033» Артём погибал от случайной пули? Почему вы изменили сюжет? И почему вы разнесли истории книг и игр? Ведь есть же люди, которые читают, но не играют и наоборот.
Да, это правда. Артёма в первом варианте (когда книга была ещё только интернет-проектом) убивали, когда он ещё даже не дошёл до «Полиса». И в этом был весь класс — он пол-книги рассуждал о судьбе и своём предназначении, а в итоге его просто убили, когда он ещё даже не дошёл до первой точки следования. Как раз тогда, когда ему казалось, что он понял свою миссию.
И по большому счёту новая концовка — это то же самое. Только в полном версии оказывалось не то что у Артёма совсем не было миссии, а он просто её неправильно понял. Он думал, что он воин и защитник — а его предназначение было в том, чтобы стать связующим звеном. Его уникальность была в том, что только он мог понимать «чёрных» — он открыл ворота, впервые увидел их, можно сказать наладил коммуникацию. Он мог объединить два мира, а решил, что его задача просто стрелять и защищать. И в результате всё запорол. То есть такой же объём.
Что касается «разнесённого» по книгам и играм повествования, по мнению Дмитрия мы уже достаточно давно живём в эпоху «трансмедиа», когда мало кто ограничивается каким-то одним источником информации. И ему с самого начало было интересно показывать «Вселенную Метро» как головоломку, кусочки которой надо собирать из разных источников. На его взгляд читателю/зрителю интереснее, когда каждая часть повествования уникальна. А не как, например, в «Игре престолов», где сериал либо копирует книжку, либо не имеет к ней отношения вообще. Потому что в подобном случае нет возможности для этаких «квестиков» по соединению обрывков информации для раскрытия каких-то секретов.
Вопрос: есть ли у Дмитрия Глуховского собственный блог/подкаст/медиа?
Ответ — нет. Точнее Дмитрий до сих пор периодически появляется в качестве гостевого ведущего на «Эхо Москвы». Однако это случается не регулярно. Так же ему время от времени предлагают делать подкасты на различных интернет-платформах (в том числе Storytel). Но это тоже не регулярно.
Глуховский признаётся, что у него не получается генерировать идеи с такой интенсивностью, чтобы рассказывать что-то новое и увлекательное каждую неделю. А превращаться в очередную «говорящую голову» ему не хочется. И вообще он против «принудиловки». Или, как он сам выразился — «Я не люблю работать. Не люблю работу, на которую надо ходить как на работу. Я люблю попинать, потом собраться и сделать. То есть люблю проекты — когда ты ставишь себе задачу. Поставил, пришёл к ней, сделал — и теперь можешь идти домой и запереться там. Или пойти тусоваться. А если ты должен регулярно показывать определённый результат, то это уже принуждение и удовольствие теряется.»
Так что у Дмитрия работа — это одновременно и хобби. Он получает от неё удовольствие, поэтому он не ищет какого-то другого способа его получать. Он признаёт, что в этом смысле ему очень повезло и он жалеет всех, кто ходит на работу «отбывать трудовую повинность». Хотя в его жизни такие периоды тоже были.
Что-нибудь известно о возможностях моддинга для «Метро: Исход»? Учитывая, что популярность С.Т.А.Л.К.Е.Р. обрёл в том числе и благодаря модам.
Дмитрию, к сожалению, ничего не известно. Хотя он был бы очень рад, если бы у игроков появились возможности дополнить мир и создавать в нём собственные истории, и он сам даже интересовался о таких возможностях у команды разработчиков. Но моддинг относится к технической стороне игры и как сценариста Дмитрия в эти вещи не всегда посвещают.
Что Дмитрий Глуховский думает о некоем польском писателе, который
«Извините, но человек сам всё про...» Короче, Дмитрию по-честному жалко старичка Сапковского. Тот, образно выражаясь, не сел вовремя на предложенный ему поезд. Упустил свой шанс, а теперь жалеет об этом. И то, что он пытается нападать на компанию, которая в разы подняла известность его собственных романов и превратила книжную серию в процветающую франшизу, это явно не лучшая линия поведения. Вероятнее всего он просто уже не смог выдержать постоянных напоминаний «а ведь ты сам продал права за одноразовую выплату, помнишь?» и решил «Дай-ка, я теперь их засужу!».
Вопрос о «расширенной вселенной». Следит ли Дмитрий за ней? Вынужден ли подстраиваться под неё? И если уж на то пошло, возникали ли у него проблемы при создании сюжета «Метро 2035» из-за того, что он сам написал в «Метро 2033»?
Что касается собственных книг, то Дмитрий с самого начала решил для себя, что в продолжении перевернёт сюжет первой книги с ног на голову. Поэтому все установленные им же правила и факты в «Метро 2033» были для него вызовом — «а смогу ли я переиграть их так, чтобы все, кто думали что какая-то деталь — это канон, в продолжении осознали, что всё на самом деле было совершенно не так.»
Дмитрий вообще всегда старается делать свои книги максимально разными. Даже если две книги являются одна продолжением другой, он испытывает удовольствие переиначивая всё так чтобы фанаты предыдущей части не узнали «свой любимый мир». Конечно, в результате на Глуховского посыпался град обвинений — что он предал себя, что продался, опустился до политоты и прочее. И Дмитрий был очень доволен. На его взгляд именно такая эмоциональная реакция подтверждает, какой «бомбой» был его роман.
По крайней мере в год выхода. Учитывая, как быстро меняются взгляды и тренды в политике, сегодня «Метро 2035» уже не является таким острым произведением. «Это была сознательная провокация. Я хотел, чтобы со мной спорили.»
Что касается книг по «Вселенной Метро», написанных другими авторами, то Глуховский читал их полностью и редактировал. Первые тридцать. Потому понял, что если будет заниматься этим и дальше, то на собственное творчество у не го времени не останется.
Сам Глуховский (после «Метро 2035») не собирается писать новые книги по этой вселенной тоже. Но он пишет другие вещи. Упомянутый уже сценарий для «аудио-сериала» «Пост». Или «Текст» — детективно/криминальный роман, который не имеет ничего общего с постапокалиптикой.
Что насчёт экранизации «Метро»?
По словам Дмитрия экранизация его книг пока не планируется. Хотя в своё время ему уже поступали предложения. Даже кто-то из Голливуда покупал у него права на адаптацию. Однако дальше написания сценария ничего не заходило и права возвращались к Дмитрию. Надежды на новый проект Глуховский не теряет, но пока, как он выражается «я сижу разбитого корыта».
Почему в большинстве романов Глуховского (не только из «Вселенной Метро») основной сюжет заканчивается трагедией личности? Да и постапокалиптика — это тоже трагедия для всего человечества — тема аж нескольких серий. Собирается ли Дмитрий написать что-то в более позитивном ключе?
«Вы слышали о фильме про пса «Белый Бим, чёрное ухо»? Наверняка слышали хотя бы о том, что там в конце пёсик умирает. А помните, чем заканчиваются «Незнайка» или «Чебурашка»? Вот и я тоже не помню.»
В общем, как объяснил Дмитрий его привлекает трагическое просто из-за эмоциональной отдачи.
А дальше время на вопросы истекло. Как вы поняли, я почти все ответы пересказал собственными словами — слишком уж много у Дмитрия было хождения вокруг да около. Но надеюсь, что всё-таки было интересно.