Не такая как все.
Final Fantasy VIII была моей первой ролевой игрой. Тогда я ещё ничего не знал о том, какая шумиха поднялась почти сразу после её выхода. Одни превозносили игру до небес и утверждали, что Final Fantasy VIII - лучшая jRPG на PS one, другие обвиняли её в оступлении от канонов жанра, ругали сюжет, а систему развития персонажей называли маразматичной. Я же просто играл и получал огромное удовольствие от процесса. Если бы моё знакомство с jRPG началось с какого-нибудь классического представителя жанра, привыкнуть к Final Fantasy VIII стало бы гораздо сложнее. Square действительно попыталась уйти от канонов и создать нечто новое, внести в топчущийся на одном месте жанр свежие идеи. И эти идеи многим пришлись не по душе.
Главное не сюжет, главное атмосфера.
Главный персонаж игры - замкнутый в себе семнадцатилетний юноша по имени Скволл Леонхарт, проходящий обучение в одной из военных академий, получивших название Гарден (Garden). В основу сюжета положен очередной сезон экзаменов в Баламб-Гардене (Balamb-Garden). Счастливчики, лучше всех сдавшие экзамен, становятся членами элитного подразделения SeeD, выполняющего самые сложные задания по всему миру. Скволл решает попытать счастья и принимает участие в испытании. Такова завязка. Рассказать больше значило бы лишить вас львиной доли удовольствия от прохождения игры. Основной упор Square сделала именно на сюжет, и именно он стал объектом самых горячих споров между игроками. Многие ругали его за отсутствие глубины, а всё, что связано с прошлым героев, называли не иначе как бредом. Другим сюжет очень нравился, они определяли его как романтичный, красивый, местами драматичный. И сказать, кто здесь прав, очень сложно. Вроде бы умом ты понимаешь, что некоторые кусочки рассказываемой истории действительно очень сильно напоминают бред, что есть в сюжете ряд откровенных дыр и ляпов. А всё равно затягивает так, что невозможно оторваться. Я бы назвал сценарий игры голливудским, то есть рассчитанным на широкий круг игроков. Хорошо это или плохо - решать вам. Но сюжет будет раскрываться в течение многих и многих часов и задумываться над ним начинаешь далеко не сразу после начала игры.
Картинка, которая удивила
Первое, что поражает игрока, начавшего прохождение Final Fantasy VIII, это графика. Без тени сомнения можно сказать, что Final Fantasy VIII - самая красивая ролевая игра на PS one. В отличие от седьмой части, герои которой были выполнены в super-deformed стиле, персонажи Final Fantasy VIII выглядят как обычные взрослые люди без какого-либо намёка на непропорциональность телосложения. Да и окружающий мир стал выглядеть как-то привычнее, особенно города: обыкновенные улицы, обыкновенные дома, ничем не примечательные машины, автобусы, поезда. Конечно же, в реальном мире вы вряд ли сможете найти их прототипы, но, тем не менее, выглядят все эти объекты знакомо, как будто видел уже их тысячу раз. И что удивительно, при всей своей обычности, мир игры остаётся красивым и притягательным. А кто сказал, что обычное не может привлекать к себе внимание? Может, ещё как может. Final Fantasy VIII служит тому доказательством.
Но больше всего поражают видеоролики и спецэффекты. И если во время просмотра первых просто наслаждаешься высочайшим качеством графики и отличной режиссурой, то при вызове хранителя (о них ниже) можно запросто лишиться дара речи на то время, пока на экране всё взрывается, сверкает, куда-то поднимается и падает обратно. При этом в мозгу настойчиво кружит одна и та же мысль: неужели такое возможно на моей старенькой PS one? Ни сами герои, ни монстры, ни хранители не страдают угловатостью и отлично анимированы. Достаточно сказать, что каждый сражённый монстр не просто куда-то исчезает, как это было в ранних частях Final Fantasy. Перед смертью одни причудливо извиваются, другие обессилено опускаются на землю, третьи, застыв на мгновенье в воздухе, замертво валятся вниз. Не подумайте, я не садист какой-нибудь, просто сделано это настолько здорово и настолько реалистично, что удивляешься, как же раньше не обращал на такую, казалось бы, мелочь внимание. Единственный прокол получился с лицами персонажей. Выглядят они как-то неестественно, особенно это заметно, когда камера берёт крупный план. Но на этот маленький недостаток быстро перестаёшь обращать внимание.
А ты запасся магией?
С игровым процессом, к сожалению, не всё так однозначно, как с графикой. Начнём, пожалуй, с магической системы. В игре нет MP. Совсем. Заклинания теперь измеряются в "штуках". Хорошо звучит? Вот и я думаю, что плохо. Магия превратилась из чего-то загадочного, сверхъестественного в обычный "предмет", используемый персонажем в бою. За тем лишь исключением, что искать эти "предметы" надо не в пункте меню "Item", а в пункте "Magic". Да и распоряжаться магией можно как обычными предметами, например, отдать часть заклинаний другому персонажу вашей команды. Дабы использовать магию в бою, необходима помощь хранителей. Хранители (Guardian Force, или сокращённо GF) - это мистические существа, охраняющие своего хозяина и дарующие ему ряд интересных способностей, кои включают в себя и использование магии. Кстати говоря, чтобы воспользоваться обычными вещами, вроде целебного зелья, тоже нужна помощь хранителя. И это уже не смешно: почему нельзя залезть в мешок с полезным скарбом, не имея GF, мне решительно непонятно. Без GF персонаж вообще ничего не может делать во время битвы, окромя как атаковать врага своим оружием. Нет даже ставшей уже стандартной команды Defend.
Ещё один неприятный момент, связанный с магией, заключается в том, каким образом можно получить вожделенные заклинания в своё распоряжение. Есть три способа: вытянуть их из магического источника, из врагов во время боя или воспользоваться возможностью хранителей превращать в магию предметы. Учитывая, что последнюю возможность надо ещё выучить, да и предметы нужные где-то достать, можно сделать очевидный вывод, что пользоваться в начале игры вам придётся первыми двумя способами. А если быть уж совсем точным, то чаще всего доведётся применять второй способ. Процесс этот невероятно долгий и скучный, на вытягивание максимального количества одного заклинания (100 штук) уходит не менее десяти минут самого, что ни на есть, реального времени, которое можно было бы потратить на гораздо более приятные вещи. "А зачем нам сто одинаковых спеллов? Разве пары десятков не хватит для дальнейших подвигов?" - спросит ошарашенный читатель. "Нет, не хватит" - грустно отвечу я ему. Дело в том, что основное применение магия находит не в бою, а в улучшении характеристик персонажей. На любую из них, будь то сила, защита или скорость, можно "повесить" заклинание, улучшая таким образом показатели ваших героев. А чтобы добиться хоть сколько-нибудь заметного роста этих показателей, заклинаний надо очень много. Вот и получается, что игрока буквально заставляют, подобно вампиру регулярно высасывать из врагов новые спеллы.
Он всегда сохранит тебя от опасностей.
Соединение магии - далеко не единственное умение, которому можно обучить хранителя. Каждый из них может нести в себе до двадцати двух способностей, и чтобы выучить какую-либо из них, необходимо заработать определённое количество Ability Points (AP), выдаваемых после каждого боя. Способности могут улучшать характеристики персонажа или самого хранителя, добавлять новые команды, используемые как во время боя (кража предметов у противника, например), так и вне оного (превращение предметов в заклинания). Хранителя можно вызвать для помощи в битве (аналог Summon Magic из Final Fantasy VII), причём процесс этот можно повторять неограниченное число раз. В общем, весьма полезные зверушки эти GF. Единственная опасность заключается в том, что во время призыва хранителя вполне могут убить... Каждый хранитель обладает определённым количеством HP, и за количеством этим нужно внимательно следить, дабы в самый ответственный момент ваш подопечный не склеил ласты и не лишил вас всех даруемых им бонусов. Если же такое несчастье всё-таки произошло, не волнуйтесь: хранителя можно легко оживить при помощи специально предназначенного для этого предмета. С GF, правда, связан один неприятный момент: анимация их призыва может длиться до двух минут! Без возможности её отключения или хотя бы сокращения. Поверьте мне на слово, просмотр в десятый раз подряд пусть даже очень красивой двухминутной анимации изрядно утомляет. Да так, что вскоре просто отказываешься от призыва GF в пользу обычного оружия. Пусть такая атака несколько слабее, зато времени на уничтожение врага потребуется гораздо меньше.
Может в картишки?
Те, кто играл в Final Fantasy VII, помнят, насколько богата она была не сюжетными квестами и различными мини-играми. Квесты в Final Fantasy VIII стали более сложными в головоломном плане, что кому-то наверняка придётся по душе, а вот мини-игры практически полностью исчезли. Не спешите ругать Square, их место заняла одна, но очень интересная, карточная игра: Triple Triad. Сыграть в неё можно практически с любым человеком. В случае вашей победы, определённое количество карт соперника переходит в вашу коллекцию. Что происходит в случае поражения, думаю, и так понятно. Впоследствии карты при помощи GF можно превратить в полезные предметы. У некоторых людей можно выиграть уникальные, существующие в единственном экземпляре, карты с изображением героев и хранителей. Чем глубже вы будете погружаться в мир Final Fantasy VIII, тем большим количеством правил будет обрастать Тройная Триада, и тем сложнее (и интереснее) в неё будет играть.
Резюме
В заключение скажу о нескольких неоднозначных моментах. Во-первых, монстры растут в уровне вместе с вами. Таким образом Square попыталась освободить игрока от прокачки персонажей. И это почти удалось. Единственное полезное, что вы можете вынести с поля боя - это очки AP и предметы. Денег у монстров нет (деньги герои получают периодически в виде зарплаты за боевые заслуги), экспириенс можно расценивать как приятное дополнение. В результате игра заметно потеряла в сложности: застрять где-либо, кроме финального босса, решительно невозможно.
Ещё один момент, облегчающий игру, заключается в том, что лимиты стали слишком легкодоступными и слишком сильными. Достаточно снизить число HP персонажа до критического значения, и он будет шпарить лимитами почти каждый ход, не оставляя противнику никакого шанса на победу. Во-вторых, из игры убрали всю экипировку, кроме оружия. Нет теперь ни кольчуг, ни шлемов, ни аксессуаров. Оружие тоже менять нельзя, зато можно модернизировать. Для этого нужно найти необходимые для апгрейда предметы и направиться в Junk Shop, где за символическую плату произвести улучшение. В-третьих, количество команд, которые можно добавить в боевое меню персонажа, ограничено тремя пунктами. При этом почти со стопроцентной вероятностью два места займут команды GF (вызов хранителя) и Draw (вытягивание заклинаний из врагов и магических источников). Свободным остаётся только один пункт, а способностей - десятки. В результате, ряд интересных, но не первостепенных возможностей оказываются не у дел, что может огорчить многих игроков.
Final Fantasy VIII, наверное, самая неоднозначная на данный момент (на момент написания статьи, а не на момент ее настоящей публикации - прим. ред.) игра серии. Уж слишком много инноваций внесла Square в игровой процесс. И чтобы узнать, придутся вам новые идеи по душе или нет, нужно в неё просто сыграть, как ни банально это звучит. Но уж если понравится, то получите 50+ часов чистого удовольствия. Именно столько времени потребуется, чтобы пройти игру от начала и до конца. Стоит того, чтобы попробовать, не правда ли?