Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение
Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение
![Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение](/system/attached_images/images/000/744/249/normal/g1cover_2.jpg)
Кажется, был 2005 год, когда я встретился с Готикой, год, когда она очаровала меня. Готика открыла мне живой фэнтезийный средневековый мир, где мифология так же жива, как и он сам (1). В разворачивающейся истории были неожиданные повороты, герой в ходе своего пути мог достичь того, чтобы овладеть волшебством, в котором чувствовалось настоящее. В Готике было ощущение живой природы, небо притягивало взгляд и в него хотелось смотреть, в её атмосфере были ноты зловещести и тайны. А путь героя в ней был направлен к свободе. Такой Готика мне запомнилась и такой пребывает в моей душе. И наверняка у многих есть глубокие чувства, связанные с этой игрой.
![Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение](/system/attached_images/images/000/744/248/normal/takoe3.png)
Если обратиться от впечатлений к рассказу о сюжете первой части трилогии, то можно сказать, что это история, где главный герой игры был заключен навсегда в месте без выхода: в колонии, над которой маги возвели купол Барьера, убивавший всех, кто пытался пройти сквозь него наружу.
![Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение](/system/attached_images/images/000/744/247/normal/igra_bariera_2.png)
Большинство оказавшихся под куполом не искали возможностей покинуть пространство, которое он ограничивал, но не герой игры. Выживание или даже пристойное положение в одном из Лагерей, поселений в колонии, - не то, чем он готов удовольствоваться. Слово «удовольствоваться» вообще не про него: он развивается, ищет, свершает, обретает знания, прокладывая свой неординарный путь.
![Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение](/system/attached_images/images/000/744/246/normal/gotika_nochnoe_nebo.png)
Зачастую герой действует сам, но не остается совершенно одиноким. Не все в пространстве под куполом, помимо него, целиком погрузились в рутину. Он встречает воина-наёмника Горна, послушника Болотного братства Лестера, юного мага огня Мильтена, и еще ранее, в самом начале этой истории, знакомится с разведчиком («призраком») Старого лагеря Диего. У каждого есть свои цели, и с каждым герой начинает с общих действий для взаимной выгоды, но позже они становятся друзьями.
Также герой встречает тех, кто отказывается воспринимать Барьер как данность, к которой стоит приспособиться. Маги воды имеют план разрушения магической преграды. А в какой-то момент герой знакомится с Ксардасом, темным, в прошлом – огненным магом, который становится для него союзником на пути к освобождению. Их советы помогают герою совершать важные открытия и преодолевать вызовы, которые связаны с ключевой для колонии вещью – Барьером. К Барьеру относится предельная цель героя в первой части.
![Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение](/system/attached_images/images/000/744/245/normal/bashnya_ksardasa6.png)
Во второй части акценты путь Безымянного (мы так и не узнаём имя героя) смещаются от стремления к свободе к протидействию угрозе, которая создается из-за противостояния двух богов этого мира: Инноса, бога света и огня, и Белиара, бога тьмы. В ходе этого противостояния сторону Белиара занимают могучие существа, являющиеся непосредственным источником угрозы. Конфликт богов также приводит к войне между почитающими разных богов народами, орками и людьми, что делает обстановку еще более опасной.
Пытаясь дать оценку второй части трилогии Gothic, скажу, что к быстрому внутреннему переходу героя от парня, который себе на уме и сам за себя, каким он был в первой части, к человеку, который сражается «за людей», в Gothic 2 остаются определённые вопросы. Хотелось бы видеть, как это изменение происходит в нём. Также обращу внимание, что в Готике 2, в сравнении с первой, сюжет гораздо прямолинейнее, в нем меньше поворотов и загадки, о том, что будет в конце игры, говорится уже в её начале. Это, конечно, уменьшает способность истории давать ощущение интриги и пробуждать то волнующее чувство, когда мир неизведан и его еще только предстоит узнать. Но все же в целом вторая часть шикарна в плане живого мира, сюжета, персонажей, наполнения игрового пространства. Мир же, за исключением колонии, где происходит уже только кусок игры, выглядит наполненным жизнью, жизнерадостнее, свободнее. За исключением мотивации героя и прямоты сюжетной линии, вторая часть достойно продолжает и развивает начальную историю.
![Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение](/system/attached_images/images/000/744/243/normal/ss_c5c7a143887783e79898a0a0e8822363d.jpg)
В третьей, финальной части ключевая и центральная тема – разрешение конфликта богов и народов. И выбор, ведь если до кульминации истории действия героя поддерживали сторону бога света, то в третьей части у него появляется возможность как перейти на сторону бога тьмы, так и прекратить войну без завершения его в чью-то пользу.
Насчет Готики 3 у компании-разработчика, Pyrahna Bytes, были большие планы. В то время как действие первых двух частей происходило на острове, местом действия третьей стал материк. Это увеличило размер игрового пространства (и количество персонажей и поселений) в несколько раз. Также при разработке происходил переход на другой движок. К сожалению, эти замыслы не удалось хорошо воплотить за время, которое у разработчиков было по договорам с издателем, поэтому сюжет и образы персонажей, диалоги в Gothic 3 остались незавершенными, подобными наброскам (3). При выходе игры была также недоработана и плохо настроена боевая система (3). Комьюнити, после длительной работы, сумело существенно улучшить боевую систему, но ситуация с историей и персонажами не слишком изменилась. Да и не стоит ожидать от фанов превращения наброска в яркий живой мир. Это все же задача авторов. (Нужно работать над характерами персонажей, блин! Как так можно было поступить с Ксардасом в Готике 3?)
![Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение](/system/attached_images/images/000/744/244/normal/2_7.jpg)
После выхода Gothic 3 компания-разработчик и их издатель, на тот момент - JoWooD4, разорвали отношения. Права на разработку следующей, четвертой, части серии были у издателя, и после разрыва с Pyrahna Bytes он поручил разработку другим компаниям, Trine Games и Spellbound Entertainment, создавшим дополнение к третьей части, Forsaken Gods, и Gothic 4 (Arcania). Множеством игроков это дополнение и Arcania не были восприняты как части канонической истории. Казалось бы, концовка Gothic 3 – это точка или вечное троеточие в ней. Но в 2011 году появились новости о том, что Pyrahna Bytes вернула себе права на серию Gothic, а в начале июня этого, 2018, года – что началась предварительная работа над пятой Готикой! По словам Бьорна Панкраца, сейчас идет создание активов игры (то есть, вероятно, концепт-артов, основных сюжетных линий) (5, 6).
![Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение Обо всем - Серия игр Gothic: глубокое начало, развитие, завершение… и возрождение](/system/attached_images/images/000/744/250/normal/kadr_iz_translyatsii.png)
Что они создадут? Готика 5 может быть весьма разной: как с большим миром, так и меньшего размера, подобным Долине Рудников. Ее действие может начинаться и после событий Готики 3, и до событий первой части, а по времени – быть как близким к событиям трилогии, так и весьма от них отстоять. История в Gothic 5 может также идти параллельно происходящему в первой-третьей частях, если у нее будет другой главный герой. С продолжением сразу после событий финала трилогии, правда, как замечает, например, DAMIANoNE на своем YouTube канале, есть сложности, ведь Готика 3 имеет три совсем разных окончания (и планировалась, видимо, как последняя).
Возможно представить также вариант не с одним главным героем, и вариант, в котором не все главные герои будут людьми. Божества в новой истории могут действовать более активно, чем в Gothic 1-3. А могут вообще не проявлять себя, если, скажем, план Ксардаса по лишению богов влияния на мир удался. Что из этих предположений воплотится? Увидим.
Готика 5 может стать великолепной.
(1). Трудно сомневаться в существовании богов, когда взаимодействие с ними дает ощутимые результаты
(2). Лучше смотреть, когда меньше света в комнате
(3).
(4). Вопреки распространенному на момент выхода мнению, JoWooD не продлил время разработки Готики 3 для Pyrahna Bytes не из жадности. Компании JoWooD было невыгодно переносить дату релиза, поскольку она была связана на тот момент неудобным договором с компанией Deep Silver (немецкой компании, кстати, которая была следующим после JoWooD издателем игр Pyrahna Bytes), согласно которому за несоответствие установленным датам выпуска игр полагались финансовые санкции.
(
При том, даже вступив в партнерство с Deep Silver, компания JoWooD оставалась на грани банкротства. Так что действия JoWooD в ситуации с выходом недоделанной Готики 3 я расцениваю, скорее, как акт самосохранения, а не выражение жадности.